- Details
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемые родители!
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Вся образовательная деятельность осуществляется в пяти образовательных областях в соответствии с напрвлениями развития ребенка: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, позновательное развитие, физическое развитие.
В дошкольном возрасте упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.
Основная образовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
ФГОС ДОУ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
ФГОС ДОУ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 1 «Скворушка» Пионерского городского округа» разработана в соответствии с нормативными документами на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для развития, воспитания и обучения в МАДОУ «Детский сад № 1» детей от 3 до 7 (8) лет. Нормативный срок освоения – 4 года.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК
Образовательная область «Познавательное развитие»
2-3 года
Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект; простейшие трудовые действия (с помощью педагога); наблюдать за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы; соблюдать элементарные правила поведения в детском саду; иметь элементарные представления о правилах дорожного движения; цвете, форме (кубик, кирпичик, шар и пр.) и величине (большой-маленький) предметов; сезонных природных явлениях; знать и называтьчасти тела (голова, руки, ноги, лицо, спина); домашних животных и их детенышей и некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.); цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и пр.; проявлять интерес к уходу за рыбками в аквариуме, за животными, птицами и растениями; к дидактическим играм; к предметам ближайшего окружения: игрушкам, посуде, одежде, мебели и т.д.; уметь различать по внешнему виду овощи и фрукты;количество предметов (один-много); понимать элементарные причинно-следственные связи (одеваться по погоде, пошел дождь - поэтому на улице лужи); проявлять любознательность и интерес к совместным с взрослым практическим познавательным действиям экспериментального характера; обирать разрезные картинки из 2-4 частей, пирамидку из 5-8 колец разной величины, складные кубики (4-6 шт.); устанавливать сходства и различия между предметами, подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т.д.)
3-4 года
Уметь выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; называть явления природы - дождь, снег, ветер; знать, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др.), другие созданы природой (камень, шишки); названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела); названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза); части суток - утро, день, вечер, ночь; что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы; названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных; видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»; знать предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением; иметь представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина); различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький»; 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый), знать чёрный и белый, оттенки голубой и розовый; понимать вопрос «сколько?»; сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, комментирует свои действия словами больше – меньше, поровну; два предмета, разные по величине (длине, высоте); узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), называет их; понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо; знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы; обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий; сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней; имеет представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
4- 5 лет
Считать в пределах 5 (количественный счет); отвечать на вопрос «Сколько всего?»; сравнивать 2 группы предметов, используя счет; 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте; уметьвычленять признаки предметов (цвет, форму, величину,); определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань); узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата; основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон; называть бабочку, жука; различать и называть части суток; определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз); знать правую и левую руку; предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения; что растения выращиваются из семян; 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных); правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, только на зелёный сигнал светофора); название города, деревни, улицы, где живет; уметь находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья; узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений; узнавать по голосам 2-3 птицы; различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов; части тела животного и человека ; иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях; о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
5 - 6лет
Выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части ((часть меньше целого); считать (отсчитывать) в пределах 10; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?»; сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы); сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз; размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов; определять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому; знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон); различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную; знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток; называть текущий день недели.
Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт; определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет; знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее; классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны; самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твёрдость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности; знать, что любая вещь создана трудом многих людей; в каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т.д.; проявлять интерес к истории предмета; называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности; раскрывать личностные и деловые качества человека труда; знать и называть своих родственников, домашний адрес; различать некоторые рода войск; знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зелёный сигнал светофора; знать название родного города (села), страны, её главного города; анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений; знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных; делать выводы о том, как человек может беречь природу; иметь представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот; уметь применять полученные знания на практике; знать, что нужно делать для того, чтобы поддерживать своё здоровье и здоровье окружающих людей.
6-7 лет
Знать цифры (от 0-9), состав числа до 10, называть соседей числа; называть числа в прямом и обратном порядке, порядковый счет; различать и правильно называть геометрические фигуры и тела; составлять и решать элементарные математические задачи на сложение и вычитание; выполнять счетные операции в пределах 20; решать достаточно сложные логические задачи, ребусы, разгадывать кроссворды; соотносить цифру и число; измерять длину предметов с помощью условной мерки; определять время по часам; уметь внимательно слушать, не отвлекаясь 20-30 минут; находить 10 отличий между предметами; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; копировать точно движение, узор на листе бумаги или по клеточкам; находить, вычленять одинаковые предметы.
Знать свою фамилию, имя, отчество; дату рождения, свой возраст; как зовут родителей, их профессии; свой домашний адрес, свой город, его главные достопримечательности; в какой стране живет; о животных (дикие, домашние, северных и южных стран, их повадки); зимующих и перелетных птиц, домашних; растения, овощи, фрукты, ягоды, деревья; профессии, виды транспорта, виды спорта; времена года (последовательность, месяцы по сезонам), основные признаки и приметы каждого времени года, последовательность дней недели, частей суток; различать одежду, обувь, головные уборы, быт людей; определять четвертого лишнего; уметь объединять предметы в группы по определенным признакам; выстраивать логический ряд из определенной группы предметов или фигур; выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам; сравнивать предметы друг с другом, выявляет несоответствия между ними; конструировать из кубиков по чертежу, из геометрических фигур, палочек.
Образовательная область «Речевое развитие»
2-3 года
Понимать речь взрослых без наглядного сопровождения; уметь по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру, называет местоположение этих предметов; слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения; имитировать действия людей и движение животных; употреблять в своей речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия; воспроизводить звукоподражания, слова и несложные фразы (из 2-4 слов); понимать и употреблять предлоги (в, на, за, под); отвечать на вопросы (Кто? Что? Что делает? Где? Когда? Куда? Во что одет?); повторять несложные фразы; слушать народные песенки, сказки, авторские произведения; договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений; рассматривать рисунки в книгах, называет знакомые предметы и показывает их.
3-4 года
Понимать речь взрослого; обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.; повторять за взрослым звуки, слова и предложения; уметь отвечать на элементарные вопросы взрослого; общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.); различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая); согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (зеленое яблоко); действия с предметами (девочка нарисовала, машина едет и пр.); употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около); с помощью взрослого, использовать фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок; уметь читать наизусть небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций; говорить «спасибо», здороваться, прощаться; знать и называть произведение, прослушав отрывок из него, с помощью взрослого пересказывает сказку.
4-5 лет
Правильно произносить все звуки родного языка; использовать в речи существительные, обозначающие профессии; употребляет существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные; уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывать небольшие литературные тексты, составляет рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам; употреблять предложения с однородными членами; читать наизусть небольшие стихотворениях, потешки; воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
5 - 6 лет
Могут определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы; проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам; драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения; вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки), 2-3 считалки, загадки; называть любимого детского писателя; объяснять правила игры; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника; употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения; определять место звука в слове; подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом с исходным значением; употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
6 - 7 лет
Уметь самостоятельно сравнивать предметы и называть несколько существенных признаков; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и задавать их; самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений; изменять слова, образуя новые; использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением); полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ; отгадывать и загадывать загадки, понимать образные выражения; знать и уметь рассказывать русские народные сказки; писать печатные буквы; определять количество слогов в словах; анализировать звуковой состав слова; различать гласные и согласные; твердые - мягкие, звонкие - глухие звуки; составлять предложений по предложенным схемам; Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов; рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы; повторять дословно предложение, состоящее из 7-10 слов; подробно и развернуто рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
2-3 года
Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета; уметь раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.
3-4 года
Правильно работать карандашом и кистью; уметь проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся; рисовать предмет округлой формы; ритмично наносить штриховку и мазки; изображать простейшие предметы и явления действительности; соблюдать порядок на рабочем столе; лепить предметы, состоящие из 1-3 частей; владеть навыком округлого раскатывания (шар); прямого раскатывания (столбик); соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев; рационального деление пластилина; аккуратной работы с пластилином; наклеивания (умеет промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея); уметь создавать изображения путем наклеивания готовых форм.
4-5 лет
Уметьконструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы; анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме; правильно держит ножницы и действует ими; передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине; резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезает круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делает косые срезы; изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием; создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы; лепить предметы, состоящие из нескольких частей; использовать в работе стеку; использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; владеть навыком рационального деление пластилина; раскладыватть и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей; составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, умеет чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать; знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины); изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
5-6 лет
Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства; выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция); знать особенности изобразительных материалов; создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); изображения по мотивам народных игрушек; сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлении природы, литературных произведений) и небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур; использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы; различные цвета и оттенки для создания выразительных образов; выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства; лепить предметы разно формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы; изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги; анализировать образец постройки; планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения; создавать постройки по рисунку; работать коллективно; правильно пользоваться ножницами; сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке; выполнять не сложные поделки способом оригами; делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
6-7 лет
Правильно держать карандаш, ручку, кисточку; свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования; писать печатные буквы по образцу; аккуратно закрашивать, штриховать, клеить; рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки; лепить как отдельные образцы, так и сюжетные картинки; изготавливать аппликации; ориентироваться в тетради в клетку, выполнять графические диктанты; уметь копировать простейшие рисунки; хорошо владеть ножницами (резать полоски, круги, овалы, квадраты, треугольники, вырезать по контуру предмет).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
3-4 года
Знать, как называются члены семьи (мама, папа и др.), знакомые ему предметы из окружения, давать им характеристики по нескольким признакам – цвету, размеру и т.д.; различать названия частей тела человека (руки, ноги, голова), животных (лапы, крылья, хвост) и правильно их называть; знать наизусть несколько стихотворений, песенок и загадок. Стараться соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми сверстниками; понимать социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений; имитировать мимику, движения, интонацию героев литературных произведений; уметь принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в одну сюжетную линию; придерживаться игровых правил в дидактических играх; разыгрывать самостоятельно по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
4-5 лет
Соблюдать правила элементарной вежливости; в коллективных играх поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Самостоятельно или по напоминанию говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «простите»; доброжелательно относиться к детям и взрослым, не вмешиваться в разговор взрослых, обращать внимание на хорошие поступки свои других детей; уметь действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения; уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре; может общаться спокойно, без крика; самостоятельно одеваться и раздеваться; следить за своим внешним видом; иметь представления о себе: знать свое имя и фамилию, возраст, домашний адрес; иметь первичные гендерные представления (мужчины — смелые, сильные; женщины — нежные, заботливые); называть членов своей семьи, их имена, иметь представления о родственных отношениях, своих правах и обязанностях; о работе своих родителей; об основах безопасного поведения в природе, быту, на дорогах; соблюдать навыки поведения во время еды, умывания, самостоятельно пользоваться, салфеткой, расчёской и носовым платком; соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду; на улице и в транспорте; способен самостоятельно выполнять поручения, поддерживать порядок на рабочем месте; проявлять уважение к труду взрослых и детей; знать название своей Родины; города, где живет, улицу; правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора); бережно относиться к тому, что сделано руками человека.
5-6 лет
Уметь договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры; разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей; использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.); создавать творческую предметно-игровую среду, использовать полифункциональный материал, предметы заместители и др.; в дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш; объяснять правила игры сверстникам.
6-7 лет
Уметь самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок); замечать непорядок в одежде и устранять его; самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы); по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия); самостоятельно поливать растения, кормить рыб; работать на огороде; приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
Образовательная область «Физическое развитие»
3-4 года
Уверенно ходить, выдерживая направление; хорошо бегать, прыгать на двух ногах на месте и вперед; сохранять равновесие, стоя на одной ноге; играть в групповые игры; при играх с мячом может ловить и бросать его; перепрыгивать препятствия; лазать по гимнастической стенке и ходить по ступенькам.
4-5 лет
Умеет ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгает в длину с места не менее 70 см; брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди; метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол), не меняя руки, 5 раз подряд; лазать по лесенке - стремянке, гимнастической стене, не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу; строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу ; кататься на двухколёсном велосипеде; ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону; самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок); замечать непорядок в одежде и устранять его.
5-6 лет
Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп; лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа; прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча; выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие; перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом; знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение; скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание; ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами; кататься на самокате; участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр; продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.
6-7 лет
Быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель); уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег; оббегать препятствия, не задевая их; лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике; ползать на коленях, на животе, задом наперед; делать приседания с прямой спиной; бросать предметы одной рукой; быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.